| |
Ричи Блэкмор счастлив. Да-да, вы
правильно поняли. Человек в черном, мастер "судьбоносного" тяжелого риффа,
общепризнанный король скорости дрожащих "раздраженных" пальцев, бегающих
по струнам, живет в мире с самим собой. Прошлые высказывания бога гитары,
звучавшие в документальных фильмах о нем, заставляли поверить в то, что
его жизненные идеалы потеряны. Но поговорив с ним в течение часа, веришь,
что он наконец нашел правильное направление и определился с замыслами.
Последний раз я видел Ричи Блэкмора в
1985 году, когда он играл в Deep Purple. И думаю, что только мое
измененное с помощью химических препаратов состояние сознания помогло мне
пережить приводящую в замешательство медленную смерть одной из величайших
рок-групп всех времен, ее тупик. Я всегда был поклонником Блэкмора, мне он
нравился как человек и как музыкант. Многие могут расценивать его
поведение как нелогичное, а его нелепые выходки на сцене и в жизни как
детские и деструктивные, однако это и были настоящие особенности когда-то
великой группы, ставшей надутой кабаре-пародией на саму себя. В те времена
Блэкмор даже ломал свой Стратокастер или пафосно уходил со сцены, с видом
живой легенды. Сегодня он выступает в одежде эпохи Ренессанса и играет на
самых разных акустических струнных инструментах. Что изменилось с тех пор?
В состав Blackmore’s Night входит Ричи, его
давняя партнерша Кэндис Найт и нескрлько меняющихся музыкантов. Они
записали три альбома, на каждом из коиорых звучит около 16 песен.
Последний из них - “Fires At Midnight”.
Песни представляют собой смесь народной музыки,”случайных” гитарных мелодий и потрясающих
вокальных партий. Они удивительно мелодичны, и многие из них ненамного
отходят от Rainbow, просто играются они в
акустической манере. Но, ксли ререфразировать Джо Перри, пусть говорят
сами музыканты. Отвечая на вопросы Classic Rock в своем доме в Лонг
Айленде, Блэкмор и Кэндис говорят о прошлом, настоящем и будущем Blackmore’s Night.
- Какова история Blackmore's Night?
- Очень многое восходит к тому времени, когда я
начал играть в Rainbow. Это отдаленно напоминало музыку Ренессанса,
исполненную в контексте хард-рока. Все последние 20 лет я был очень
увлечен музыкой Ренессанса, но никогда не думал, что займусь ею всерьез. Я
просто слушал ее и играл рок-н-ролл. Так продолжалось вплоть до 1985, в
тот год я увидел, как играет одна немецкая группа. Они так трепетно
относились к тому, что исполняли. Они были пуристами, играли на настоящих
инструментах, и я был тронут их искренностью. Пробыв так долго в
музыкальном бизнесе и услышав столько новых групп, похожих как две капли
воды на все остальные, дял меня эта музыка звучала как нечто свежее.
Увидев ту группу, я понял, что действительно хочу играть такую музыку, но
на время отбросил эту идею и завис в Deep Purple.
Я долго пробыл с Гилланом, но в какой-то момент
понял, что не могу оставаться в группе дальше. Мне их музыка казалась
такой немелодичной! Тогда я даже не представлял, чем собираюсь заниматься
в будущем. Несколько лет спустя я проходил мимо дома, где играли музыку
Renaissance. Кэнди начала подпевать, и это звучало очень естественно, как
раз так, как я люблю.
В мире рок-н-ролла на меня очень давили, особенно
на репетициях. Все это происходило так, словно "мы должны выпустить
пластинку, давайте придумаем рифф".
- Вам никогда не надоедало заниматься
музыкой?
- Не надоедало, но я часто задавал себе вопрос,
куда я качусь и что будет со мной дальше. Сидеть и играть на акустической
гитаре - это и будет моим утешением. Но меня очень сбивало с толку то, что
представлял собой музыкальный бизнес. Я просто делал шаг за шагом. На
самом деле я не задумывался над тем, чтобы все делать честно, и это меня
волновало. Кажется, будто весь этот бизнес вращается вокруг людей моложе
25, а тебе уже 106. Такова судьба. Думаю, с возрастом человек
успокаивается и становится более степенным. Первое время, играя
рок-н-ролл, я очень волновался.
- Когда и где Вы впервые встретились с
Кэндис?
- Мы повстречались в 89-м году на футбольном
матче. Потом Кэнди пришла на репетицию в Purple и я заметил, что она
неплохо поет - к огорчению Роджера (Гловера, басиста). Первое, что мы
исполнили вместе, - лейтмотив "Mahogany". Мы начали петь, а Роджер выбежал
из звукозаписывающей студии. Не знаю, почему. Потом я подумал, что на
сцене Purple нужны бэк-вокалисты. Но Кэнди стала петь с нами вне сцены. И
не думаю, что Purple знали об этом. Когда я ушел из Purple и вновь создал
Rainbow, нам в срочном порядке потребовались новые тексты, и я попросил
Кэнди помочь мне с этим. Мы начали дома записывать демо, и многим эти
записи нравились. Тогда мы решили продолжать действовать в том же
направлении и записали альбом.
- Такой неожиданный уход был довольно смелым
шагом…
- Мне нравится бросать людей (смеется). На самом
деле, если лучше слушать мою музыку, она не намного отличается от прежней.
Тот же упор на мелодику, просто вместо электрогитар - акустические. Это то
же музыкальное направление, что и Rainbow. Эта музыка "жила" во мне с
самого детства.
- Кэндис, была ли Вам знакома музыка Deep
Purple или Ренесансса?
- Я никогда не слышала музыки Ренесансса до
знакомства с Ричи. В музыке Ренесансса поначалу меня привлекла
фантазийность. Что касается Purple и Rainbow, я слышала только те песни
Ричи, которые крутили по радио, будь то "Smoke On the Water", "Highway
Star" или любая другая классическая вещь. Мне нравились треки, которые
крутили по радио, но я никогда не была ярой фанаткой. У меня не было ни
одной пластинки Ричи до тех пор, пока я не повстречалась с ним. Зато я
всегда была большой поклонницей Fleetwood Mac, Стиви Никса и мелодик-рока
80-х.
- Каким образом вам удалось создать
совместный проект Blackmore's Night?
- Поначалу я думал, что все будет очень просто.
Мне всегда хотелось, чтобы со мной в группе играли милые люди, которые
были бы для меня больше друзьями, нежели музыкантами, потому мы
рассматривали ситуацию с особой точки зрения. Что оказалось для нас
катастрофой. Все они были милыми людьми, но хорошая музыка требовала
гораздо большего, чем казалось на первый взгляд. Думаю, многие музыканты,
которые были в группе с самого начала, думали, что играют в Rainbow. Они,
главным образом, были настроены на рок-музыку, а мы с Кэндис хотели
чего-то эклектичного. Затея найти музыкантов, играющих на волынке,
аккордеоне и флейте, была мудреной. Но спустя четыре года с момента
основания команда стала просто замечательной.
- Реакция людей, крутящихся в музыкальном
бизнесе, была отрицательной?
- Не совсем, они просто не
хотели с нами разговаривать (смеется). Ажиотажа не было, особенно среди
промоутеров и менеджмента. Они словно решили: "Это лишь один из периодов
творческой деятельности Блэкмора, пусть продолжает". Вот я и
продолжаю.
- Когда группа только зарождалась, Вы
предполагали, что это лишь проект, или знали, что это Ваше будущее?
- Я чувствовал, что это все же мое будущее, а не
просто проект, потому что исполняя подобную музыку, можно расти самому,
вместо того, чтобы прыгать по сцене, играя 'Smoke On The Water' всю свою
жизнь. Я до сих пор люблю те песни, но думаю, что в будущем меня ждет
гораздо больше интересного. Мне по сей день нравится играть блюз, но я
просто понимаю, что это делают все. Мне необходимо было выбраться из этого
замкнутого круга. Я никогда не думал, что до конца своих дней буду играть
ту музыку, хотя именно те вещи я предпочитаю слушать.
- Расскажите про первый "живой" концерт
группы.
- Он состоялся в Токио, мы отыграли примерно
перед пятью тысячами человек. Было страшно. Мне казалось, что я играю в
одних кальсонах. Не знаю, как поклонники восприняли тот концерт. Казалось,
слушатели были в недоумении от того, что мы играли. Большая часть нашей
музыки - европейская, тевтонская, венгерская, а мы приехали с этой
программой в Японию, и все знали меня там как исполнителся в стиле
хэви-метал, потому были немного удивлены. Но Вы меня знаете, мне нравится
ставить людей в тупик. Я просто очень "туманный" человек.
Наверное, это судьба - играть такую спокойную
музыку. Я привык исполнять громкие риффы на Маршалле На сцене я привык
играть громкие песни, а после того концерта я был в ужасе. Я превратился
из музыканта самой громкой в мире группы в музыканта самой тихой в мире!
Невозможно бегать по сцене, вставать на колено и молотить, когда играешь
на лютне.
- Кто-нибудь из поклонников отреагировал
отрицательно?
- Хм… Нет. Это странно, потому что я предполагал,
что такое случится. Но мы следили за тем, чтобы организаторы концерта
подготовили публику должным образом, объявив об акустическом концерте
Blackmore's Night. Потому люди знали, куда они идут. И наши слушатели
стали старше. Мне сейчас 50, и большинству поклонников тоже 40-50 лет. Мы
до сих пор исполняем несколько "тяжелых" вещей: "16th Century
Greensleeves", "Black Night", "Soldier Of Fortune" и "Since You've Been
Gone".
- У вас по-прежнему бывают скандально
известные припадки дурного настроения на сцене?
- Нет, сейчас остальные музыканты уходят со
сцены, а я остаюсь (смеется). Иногда концерты длятся больше трех часов -
для меня естественно играть столько. А у некоторых рок-музыкантов есть
такая помпезная привычка: они выходят на сцену на час и десять минут. Но
все время бегать по сцене немного затруднительно. Хотя я любил прыгать,
ломать гитары, все это теперь не совсем по мне. Я всегда был и до сих пор
являюсь стеснительным человеком. В "крутом" образе жизни всегда было
немного притворства.
- Каковы Ваши планы на будущее?
- Мы собираемся больше гастролировать.
Группа стала более прочной, а у Кэндис появился опыт - поначалу ее словно
бросили в неизвестное. Теперь группа гораздо более уверенно держится на
сцене. Мы будем в основном ездить в турне, потому что выпустили три
альбома, быстро добившись успеха. Я никогда не был помешан на концертных
выступлениях. Я не поеду туда, где мне не нравится. Мы любим выступать в
Великобритании, любим играть в замках, когда бывает такая возможность. Мы
сводим с ума промоутеров, потому что не ездим выступать в погоне за
большими деньгами, наоборот, даже разоряемся из-за гастролей
Выступаем мы не только в замках, но иногда и
в церквях и театрах. Стараемся из каждого концерта сделать особенное
событие. Мы с особым вниманием относимся к тем людям, которые одеваются
соответственно той музыке, которую слушают и всецело в нее проникают. Это
напоминает мне былые времена. Если вспомнить, я начинал с костюма дикаря в
Screaming Lord Sutch, был мушкетером в Германии, потом был крестоносцем, а
позже - ковбоем "вне закона". Думаю, одежда играет очень важную роль.
Многие группы выходят на сцену в майках и бейсболках и от этого только
становятся похожими друг на друга.
- По слухам, Роджер Гловер поменял некоторые
из Ваших гитарных соло в ранних песнях Deep Purple на соло, которые Вы в
былые времена "забраковали". Что Вы думаете по этому поводу?
- Да, Вы правы. Мне об этом сообщил один из
поклонников. Он сказал, что прежние соло ему нравятся больше новых. Я
спросил его: "Что Вы имеете в виду, говоря "новые соло" и "старые соло"?"
А дело все в том, что Роджер Гловер считает себя законодателем хорошего
вкуса. Он действительно изменил несколько моих прежних соло, и я не очень
этим доволен. И все это лишь показывает, что может сделать человек ради
денег.
- Что-нибудь скажете напоследок?
- Мне нравится играть музыку. Иногда мы
устраиваем специальные концерты для "близких" поклонников. На них приходят
около сотни человек. Очень весело выступать перед таким небольшим
количеством слушателей, поскольку если бы в прежние времена мне предложили
играть для ста человек, я бы не вышел на сцену. Теперь все по-другому.
"Classic Rock" 2002
|